Как конфликты влияют на отношения:

три сценария поведения и путь к сближению.
Когда интересы и желания двух людей не совпадают — образуется конфликт. Конфликты могут быть разрушительными, а могут наоборот сближать. Разногласия возникают даже между самыми близкими людьми. Не сам конфликт разрушает отношения, а то, как мы с ним обходимся.

В этой статье собраны три основных сценария поведения в конфликте и один из них по-настоящему укрепляет связь.

Замалчивание конфликта

На первый взгляд, кажется, что замалчивание – это способ сохранить мир. Но по факту, это ведет к эмоциональной дистанции и росту напряжения в отношениях. Люди боятся скандалов, ранить друг друга и просто не знают, как говорить о своих переживаниях.
Поэтому они выбирают делать вид, что проблемы не существует:

  • Партнеры перестают делиться важным.
  • Накапливают раздражение и обиды.
  • Проблемы не решаются, а «прячутся под ковер».
Все это ведет к отчуждению, пассивной агрессии и потере доверия. Так медленно разрушается близость. А накопленное напряжение, рано или поздно взрывается скандалом или психосоматическим симптомом.

Эскалация конфликта

Здесь разговор превращается в борьбу. В этом сценарии цель — не понять, а «победить», доказать свою правоту.

  • Вместо диалога, монологи на повышенных тонах.
  • Эмоции берут верх, партнеры не слышат друг друга — контакт теряется.
  • Давление, манипуляции, угрозы.
  • Переход на личности и уязвимости.

Чтобы эскалация случилась, нужно, чтобы один из партнеров захотел другого изменить. Насильно, без его согласия.
  • Аргументацией:
    «Я знаю, как тебе лучше!»
  • Угрозами:
    «Мы расстанемся!»
  • Шантажом:
    «Я больше не буду оплачивать твои счета!»
  • Унижением:
    «Ты без меня никто!»
  • Упреком:
    «Ты мне цветы никогда не дарил!»
  • Игрой в молчанку и игнорированием.
И в этот момент один попадает в больное место другого. Ранит его, и другой, в попытке защититься, атакует в ответ. Все, воронка конфликта закрутилась!

 Происходит взаимное ранение, набирающее обороты.
После таких ссор остаётся осадок, накапливаются не только обиды, но и усталость от самих отношений. Повторяющаяся эскалация приводит к эмоциональному выгоранию пары.
В этой борьбе нет победителей, зато есть огромное количество боли, агрессии и ненависти. Которая, потом становится хронической и при каждом следующем конфликте, отыгрываются раны прошлых ссор.

Сотрудничество — путь к сближению.

Самый зрелый и здоровый путь - сотрудничество. Это когда партнеры не воюют между собой, а хотят понять друг друга и объединяются для поиска решения. Меняется конфигурация - они не друг против друга, а вместе против проблемы, с которой они столкнулись.
Сотрудничество создает:

• Чувство безопасности и доверие.
• Уважение и внимание к потребностям.
• Настоящий контакт и ощущение близости.
Как перестать замалчивать и эскалировать конфликты, а перейти к сотрудничеству?
Осознать, что конфликты это часть отношений. Сотрудничество, это не о том, чтобы всегда быть согласным. Это намерение договориться.
  • Говорить о своих потребностях прямо.
    Без намеков, упреков и обвинений. Использовать фразы: "Мне бы хотелось", "Было бы здорово", "Мне будет приятно, если ты..." Не использовать сарказм, ярлыки и убеждения. Не обобщать, а говорить только конкретные факты. Не вплетать в разговор прошлые конфликты. Не манипулировать чувством вины или страха. Переключиться с обвинений на попытку понять: «Что за этим стоит? Почему это так задевает нас обоих?»
  • Если партнер использует шантаж, угрозы или манипуляции — мягко возвращать ему это
    задавая вопросы: «Что ты сейчас со мной проделываешь?», «Зачем ты мне угрожаешь?», «Для чего ты делаешь меня виноватой/ым?» и т. д.
  • Говорить о своих чувствах, открыто:
    мне больно, мне страшно, мне одиноко. Никто не может угадать, что у вас внутри и чего вы хотите. Говорить о себе, а не о партнере, используя «Я-сообщения». Вместо: «Ты меня игнорируешь» — «Мне больно, когда я чувствую, что меня не слышат».
  • Сохраняйте цикл взаимодействия.
    Один говорит — другой слушает. Потом наоборот. А то, когда говорят оба, слушателей нет. Слушайте с намерением понять, а не ответить. Покажите, что вы действительно слышите, для этого задавайте уточняющие вопросы: «Я правильно понимаю, что для тебя это важно, потому что...»
  • Ищите общее.
    Задавайтесь вопросом: «Что мы можем сделать, чтобы это работало для нас обоих?» Ответ на него открывает пространство для совместных решений. Поддерживайте контакт. Не пренебрегайте тоном, взглядом, открытой позицией тела — это влияет на атмосферу диалога.
Сотрудничество – это не борьба за власть и контроль, а стремление к пониманию.

Конфликт становится не разрушением, а возможностью сблизиться, разобраться в своих чувствах и потребностях, научиться строить отношения на более зрелом уровне.
Берегите друг друга ❤
Made on
Tilda